Публикации


Перед светом и мглой

Перед светом и мглой
22.07.2013 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ
// Культура
«За Веру, Царя и Отечество». 2002 г. «На Дону». 2005 г.«Расказачивание». 1995 г.«Белые пришли. Христос воскресе». 2007 г.«Прощание. Осень 1919». 2008 г.

Выставка москвича Дмитрия Шмарина в Липецком областном художественном музее работает последнюю неделю. Советуем поспешить и посмотреть картины художника с чёткой гражданской позицией

Полотна заслуженного художника России Дмитрия Шмарина обращают на себя пристальное внимание своей оригинальной тематикой. На картинах – офицеры и солдаты белой армии, казаки, сцены из жизни начала прошлого века… Похоже на иллюстрацию для исторического романа или зарисовки художника-постановщика исторической киносаги… Член хорошо известного в Липецке Союза русских художников, Шмарин весь свой творческий путь посвятил живописному исследованию истории ушедшей России. Ещё двадцать лет назад дипломной работой Дмитрия в МГАХИ имени Сурикова стало полотно с красноречивым названием – «Гражданская война. Расказачивание. 1919 год». Почему же события давно минувших дней так будоражат современного художника?

– Я родился в столице, мой отец – коренной москвич, – рассказывает Дмитрий Александрович. – А вот мама – кубанская казачка из города Хадыженск, бабушка – из станицы Кабардинская. Поэтому в детстве каждое лето я проводил на Кубани. Раиса Петровна Говорова – моя бабушка – много рассказывала о Гражданской войне, которую она хорошо помнила. Тогда расстреляли её деда, дядьку… Напомню, во время Гражданской войны в России Кубанская Народная Республика со столицей в Екатеринодаре была центром и оплотом белого движения. 1918, 1919, 1920 годы... Сначала из бабушкиных воспоминаний, а потом по мемуарам Деникина, Врангеля, Шкуро, Краснова я стал всё больше и больше узнавать и интересоваться тем периодом.

Первой книгой, которую мне удалось достать в конце 1980-х, были мемуары генерал-майора белой армии Антона Васильевича Туркула «Дроздовцы в огне». О своей книге Анатолий Васильевич говорит так: «Это живая книга о живых, боевая правда о том, какими были в огне, какими должны быть и неминуемо будут русские белые солдаты». Туркул прошёл всю Гражданскую в составе Дроздовской дивизии, писал о том, чему сам был свидетелем. Повествование отличалось искренностью, страстью и произвело на меня сильнейшее эмоциональное впечатление. Внутри всё буквально перевернулось. Я понял: всё, чему учили в советской школе, – неправда. То, что называли Великой Октябрьской социалистической революцией, на самом деле явилось страшной катастрофой для русской державы. Она переломила естественный тысячелетний ход истории, начавшейся от Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром. Тысячу лет государство развивалось и росло под эгидой Православия, Христовой истины, но в начале прошлого века страшные и кровавые события драматическим образом поменяли курс империи.

Вместо помазанников Божьих, вместо династии Романовых у власти встали безбожники-сатанисты. Коммунистическое движение зародилось в пламени французской революции. Фраза «Раздавите гадину!» философа-гуманиста Вольтера, писавшего об эксплуатируемых католической церковью суевериях, в годы Великой французской революции стала лозунгом, под которым во Франции начнётся борьба с церковью. С этими словами революционеры врывались в собор Парижской Богоматери и сажали на престол обнажённую женщину-блудницу. Обезглавливали прекрасные произведения искусства Возрождения – статуи пророков на Нотр-Даме. Разрушали монастырь Сен-Дени в Париже, истребляли монахов и жгли ценнейшую библиотеку. То же самое случилось и у нас двумя веками позже. Поруганию подверглись христианская традиция, христианский уклад, христианская Россия. Вместо неё насаждалась Россия красная, Россия бесовская. Чем больше я погружался в исследования, тем больше симпатии и любви вызывали во мне люди, оставшиеся верными историческим заветам русского государства: белая гвардия, казачество, священство, крестьянство. Именно они вставали и ценой своей жизни утверждали идеалы Святой Руси: за Веру, Царя и Отечество. Меня неизменно потрясала самоотверженность подвига людей, ради борьбы бросавших семьи, дома, состояния, шедших на смерть за идею. Красота этой жертвы вдохновила на создание живописных образов белых рыцарей – белогвардейцев.


– Роман «Белая гвардия» Михаила Афанасьевича Булгакова – одно из немногих подобных доступных в советскую эру литературных произведений – описывает события конца 1918 года в отнюдь не стандартном ракурсе. Или более современный пример – фильм «Адмиралъ» о трагической и героической судьбе адмирала Колчака с Константином Хабенским в главной роли. Такие художественные произведения для широкой публики, возможно, служат своеобразным мостиком к некоей исторической достоверности. Так ли это?

– «Белая гвардия» написана «с натуры», ведь Булгаков сам был участником тех событий. Образы романа драматичны и далеко не однозначны – замечательный портрет эпохи. «Адмиралъ» обязан своим успехом виртуозному актёрскому мастерству Хабенского, сыгравшего настоящего Дон Кихота, который ради России не раздумывая бросает на плаху собственную жизнь. К сожалению, в наше время не хватает таких героев. Мы живём в прагматичном мире купли-продажи, когда всё измеряется деньгами. Категория героизма начисто стёрта из общественного сознания. Мне легче существовать, следуя системе ценностей начала прошлого столетия. Тогда человеку было не зазорно служить высоким идеалам и, прежде всего, Богу и Родине. Митрополит Вениамин (Федченков), епископ армии и флота при бароне Врангеле так описывает свои беседы с белогвардейцами. «Батюшка, неужели мы проиграем? Ведь мы сражаемся за наши идеалы – за Бога и за Родину?» – вопрошали солдаты. «Мы непременно победим, дети», – ответствовал епископ. Собственно, так и случилось: настал тот счастливый день, когда над Кремлём снова развевается бело-сине-красное знамя, когда открываются храмы, когда наступила долгожданная свобода. Однако многие насущные злободневные проблемы лежат, как мне кажется, именно в эпохе революции и Гражданской войны. Например, сейчас в храмах висят иконы святого страстотерпца Николая II и в то же время рядом с этими же храмами стоят памятники Ленину на улицах Свердлова. То есть убившие мученика Николая II люди продолжают присутствовать в современном информационном поле, как и их жертвы. Как объяснить детям, кто из них герой, кто злодей? Мне кажется, что необходимо вернуться к своим истокам, к национальной идее, которая в России существовала тысячу лет: идея православия, идея Святой Руси. Как писал Достоевский: при всей своей греховности русский человек всегда жил идеалами Христа и правды Его. Нужно назвать вещи своими именами, чтобы каждый человек мог выбрать – с Богом он или с сатаной.


– В своих рассуждениях мы, возможно, отталкиваемся от достаточно романтизированных образов. Если взглянуть на предмет разговора с иного ракурса и несколько сместить акцент от духовных категорий к социологическим, то можно увидеть: при Советском Союзе огромный народ так или иначе был сплочён под «знаменем» определённых идеологических догматов. Хорошо это или плохо – спорить с тем, была ли данная идеология жизнеспособной, практически не имеет смысла. Ведь страна под стягом коммунизма совершила колоссальный экономический рывок, победила фашизм, поставила на ноги науку, образование. Когда этот строй был свергнут, наступила пора смуты и всеобщего развала – никакой идеологии вдруг не стало, и вместо неё воцарилась власть материального, власть денег и сверхпотребления, усугубившаяся к тому же массой пороков, от которых ограждал советский социум пресловутый «железный занавес». Да, предпосылки к дестабилизации и последующему краху успели сформироваться – и не в одночасье. Но столь ли велики дивиденды от падения социалистического уклада?

– Ситуация в наши дни, конечно, довольно сложная – глупо отрицать. Информационное пространство заполнено массой мерзостей, соблазнов и пороков. Поэтому сегодня при внезапно нахлынувшей свободе стоит вспомнить о той свободе, о которой говорил Спаситель: вы познаете истину, и истина сделает вас свободными. Мы говорим не о свободе от тоталитарного общества, от тюрем и цепей, но о свободе от порока, грязи и греха. Иисус сказал: «Азъ есмь жизнь, и истина, и путь». Истина – это Бог, и праведник, следующий его путём, попадёт в рай и обретёт жизнь вечную. Когда человек начинает жить Законом Божьим, Господь даёт ему процветание и духовное, и материальное. В ином случае оскудевает и дух, и физическая жизнь прекращается – таков непреложный закон. Сейчас Россия стоит на перепутье: если русский народ снова встанет на свой праведный путь, тогда грядёт великое будущее. Если же нет, тогда наша страна просто исчезнет с лица земли, как исчезали другие государства, как исчезла, например, Римская Империя.


– Символично, что наша дискуссия происходит в юбилейный для Дома Романовых год – 400-летие династии последних русских царей. Вы открыто декларируете свои монархические убеждения. Чисто гипотетически представляется ли вам возрождение института русской монархии? Вопрос, скорее, из области чистой фантазии, ведь тем же прокоммунистическим кругам, несомненно, хотелось бы возвращения к старому режиму.

– Без сомнения, я ратую за возрождение монархии. Это образ правления, когда во главе страны стоит государь, и он в ответе за свой народ перед Богом. Простой пример. Предположим, вам предоставили бы возможность выбирать между съёмной квартирой или собственным домом. Какое жильё вы бы предпочли? То, где бы вы пожили четыре, пять, шесть лет и потом бы съехали? Или семейный очаг, где вам предстоит провести всю жизнь и который вы оставите своим детям и внукам? Ответ очевиден. Подобный смысл вкладывается и в идею монархии. Можно обратиться к двадцатилетнему периоду царствования Николая II и к теме, мне наиболее близкой, – живописи. Как говорят, – искусство является отражением эпохи. Тогда творили Илья Репин, Василий Суриков, Николай Коровин, Исаак Левитан, Станислав Жуковский – великолепные мастера кисти, которые расцвели именно под скипетром Романовых. Что потом? Довольно мрачная картина: Малевич, Татлин, Кандинский… Художники, которые занимались искажением Божьего образа в мире. А ведь каждый художник выражает то, что у него в душе. У Левитана – золотая осень, у Малевича – чёрный квадрат. А Господь говорит: будьте совершенны, как отец ваш небесный. Никто не сможет достичь такого совершенства, но все должны стремиться к нему. Я не верю, что завтра у нас будет новый царь. Однако если мы будем желать этого – в своих помыслах, в своей семье, со своими близкими и строить отношение с миром на евангельских основах, тогда шаг за шагом мы будем приближать воцарение благочестия, приближение Святой Руси и приближение православного монарха.


– С точки зрения ваших убеждений, какую характеристику вы могли бы дать культуре и искусству в современной системе общественного устройства?

– Современная культура настолько многообразна, что каждый может найти что-то на свой вкус. Вот и «Pussy Riot», близкие многим, объявляют себя художниками. То есть групповой секс, кощунство в храме, в их понимании – объект искусства. Или перформанс, инсталляция – названий много. Таков продукт деятельности представителей современного искусства. Что они несут? Как сказал Достоевский: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Получается, это люди, у которых в сердцах поселился дьявол, и через них бесовщина выплёскивается на окружающих. Агрессивно пытаясь заполнить всё вокруг себя. Или художник Олег Кулик, прославившийся тем, что раздевался донага, становился на четвереньки и бегал, лая, – человек-собака. Что он хотел сказать таким актом искусства? По-моему, он просто бесноватый человек. Принимать на себя образ зверя, извините меня…

На другом «полюсе» одновременно работают такие мастера, как Павел Рыженко, Дмитрий Белюкин, Василий Нестеренко – прекрасные авторы, в чьём творчестве центральное место занимает непосредственно живопись. Они ловят живописные отношения в природе, передавая восхищение красотой окружающего мира на своих холстах. Они тоже делятся с людьми, но только красотой. И каждый, посмотревший на их картины, получает частицу красоты. Сердце зрителя очищается, на душе светлеет. Масса художников: одни несут бесовщину и черноту, другие – красоту. Каждый может выбрать, что хочет. Позволю себе процитировать древнего теолога и писателя Тертуллиана, который утверждал: у каждого человека душа по природе своей – христианка. Каждый тянется к прекрасному, к синему небу, свету солнца, зелени листвы. Вряд ли найдётся много любителей залезть в тёмный гнилой подвал и сидеть там. Конечно, отыщутся и такие. Но если бы не пропаганда тёмного гнилого искусства, таких оригиналов бы вообще не было. Плесень разрастается в отсутствие солнечного света. Плесень в культуре захватывает пространство. Цель плесени – захватить весь земной шар, так и цель «деятелей» современного искусства, о которых я говорил, – завоевать весь мир. Чтобы остались только они одни. Ведь пока во тьме есть хоть одна свеча, она эту тьму обличает, даёт человеку свободу выбора между светом и мглой. Но когда все свечи погашены, тогда выбора не остаётся. Я считаю себя продолжателем дела русских живописных классиков и в меру своих сил и возможностей стараюсь нести людям свет. .